Доклады на творческой группе отдела и конференциях.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАНЯТИЙ

Т.И. Кривцова, педагог дополнительного образования.

МАУДО города Нижневартовска"ЦДТ"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Создание нового отношения человека к природе – задача, не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое образование.

Для того, чтобы решить эту задачу, экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития. Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. 

Важная черта времени - крушение догм, навязывание шаблонных методик, устоявшихся стереотипов в отношении обучающегося и педагога. Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Нетрадиционные формы обучения являются средством формирования познавательной деятельности обучающихся, активизации их в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Данная форма работы вносит оживление, разнообразие на занятии к которому повышается интерес. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, так как нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. На таких занятиях обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность занятия возрастает. В таком обучении ключевой задачей является решение проблемы, повышение эффективности и качества учебного процесса. Создание условий для активной деятельности учащихся на занятиях детских объединений открывает широкие возможности для становления их личности. Это объясняется тем, что существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы: содержательная сторона деятельности экологических кружков расширяет кругозор обучающихся удовлетворяет их потребности и интересы.

Получаемые универсальные учебные действия не только повышают их экологическую культуру, но и способствуют процессу социализации личности обучающихся. Цель педагога состоит в том, чтобы вызвать повышенный интерес обучающихся к занятию, активизировать их познавательную деятельность для успешного обучения. Обучающиеся не должны быть пассивными слушателями, они должны быть сотрудниками, соучастниками образовательного процесса. 

Возможности нетрадиционных уроков велики, они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации их в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но, в то же время, они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке. Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. П.П. Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда – с почвой, влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само в свою очередь влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок. 

Эффективными на пути к образованию для устойчивого развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы; работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействие с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения.

В начальной школе на уроках экологии учащиеся должны усвоить основы предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой “всё в природе взаимосвязано, природа единое целое”. Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.

Дидактическую ценность для изучения природы на уроках экологии имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Приведу примеры некоторых игр из педагогической практики.

На своих уроках используются дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий, так как в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти, нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

К осуществлению качественного учебного процесса на помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ. 

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения; 

- активизирует познавательную деятельность обучающихся. 

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 

- принцип равенства позиций 

- принцип доверительности 

- принцип обратной связи 

- принцип занятия исследовательской позиции. 

Как показывает опыт, нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение может лишь только угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения, и здесь на помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей. Какое удовольствие доставляет детям проведение игры «Крестики-нолики» или «Своя игра» со всеми их правилами. 

Создание условий для активной деятельности учащихся на занятиях детских объединений открывает широкие возможности для становления личности обучающихся. Это объясняется тем, что содержательная сторона деятельности экологических кружков расширяет кругозор обучающихся, удовлетворяет их потребности и интересы. Получаемые знания, умения и навыки не только повышают их экологическую культуру, но и способствуют процессу социализации личности ребёнка. 

Можно утверждать, что новые технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

От педагога зависит создание условий для того, чтобы дети открывали себя, свои возможности, чтобы с процессом образования у них были связаны положительные эмоции, не угасло желание пополнять и расширять его. 

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. 

В педагогической практике использую различные пути активизации познавательной активности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Программное содержание кружка экологии построено с учётом регионального компонента. Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.

В основе работы кружка лежит краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в процессе занятий дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет обучающимся извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями. Творческое направление работы кружка предполагает выполнение учащимися следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков. Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. 

Обучающимся созданы условия для формирования и развития нравственных качеств личности: любви к природе, чувства ответственности за сохранение и приумножение богатств родного края, патриотизма путем вовлечения их в различные экологические природоохранные акции. 

Обучающиеся проявляют интерес к занятиям экологией, овладевают практическими навыками работы с объектами и источниками информации, повышая положительную мотивацию к изучению предмета; занимают призовые места в конкурсах различного уровня, участвуют во внеклассных школьных и муниципальных мероприятиях; создают и защищают творческие отчеты, исследовательские работы, что развивает умение работы с аудиторией, коммуникативные навыки.

В перспективе у обучающихся проявляется способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, успешно выполнять комплексные задания. Будет сформировано умение производить синтез и обобщение; устанавливать связи (в том числе – причинно-следственные) и аналогии; вести поиск, преобразование, представление и интерпретацию информации, рассуждать. А как следствие – способность обучающихся самостоятельно усваивать новые знания и умения. В ходе работы обучающиеся проявляют умения отыскивать необходимый материал из других областей и применять его на практике. Осуществляют самооценку своего труда и умеют критически оценивать работу других. Обучающиеся, заинтересованные в данном направлении имеют возможность более серьёзно заниматься опытнической деятельностью индивидуально и в исследовательской группе городского научного объединения учащихся «Росток», которое функционирует в Центре детского творчества с 1999 года. 

При использовании такого метода, как проведении эксперимента с учащимися, у обучающихся не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени поступков в природе, а также интересы учащихся. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры обучающихся.

Анализируя полученные результаты, пришла к выводу, что применяемые приемы и формы в системе, активизируют познавательную активность учащихся на уроках экологии эффективней. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности. Применение новых образовательных технологий – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как педагога, так и ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе. Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу. Благодаря использованию этих технологий, обучающиеся стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. В моей педагогической практике применение современных образовательных технологий на уроках экологии позволили, не только облегчить усвоение учащимися учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию их к обучению; активизировать познавательную деятельность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся, как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе. 

Планируется продолжать использовать и дальше на своих уроках разнообразные образовательные технологии, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности у учащихся и, как результат, повышение качества знаний по предмету.

Главная задача: это помочь учащимся стать мыслящими людьми, понимающими себя не властелинами, а составной частью природы, соблюдающими законы, установленные не людьми, а природой. Поэтому идея гармоничного сосуществования с окружающей природной средой должна стать цементирующей. Для этого необходимо продолжать привлекать обучающихся к созданию собственных презентаций, тестов, кроссвордов в электронном виде и использовать их для проведения различного рода мероприятий по предмету. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка, способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.

В дальнейшем планируется продолжать повышение педагогической компетентности в вопросах поиска путей активизации познавательной активности обучающихся на уроках экологии. 

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность обучающегося, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. 

1. Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

2. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа. – 1997. - №12.

3. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.



Комментариев нет:

Отправить комментарий